Межфакультетская кафедра образовательных систем и педагогических технологий
Идея создания кафедры принадлежит Роману Игоревичу Котову, директору Горчаковского лицея МГИМО. Эта инициатива была активно поддержана ректором МГИМО академиком Анатолием Васильевичем Торкуновым и проректором по общим вопросам Артемом Владимировичем Мальгиным. На заседании Ученого совета МГИМО 17 декабря 2020 года было принято решение о создании кафедры с 15 января 2021 года в структуре Одинцовского филиала.
Направленность кафедры
Понятие «образовательная система», включает в себя цели и приоритеты образования, его содержание, образовательную среду, учебные планы и программы, организационные модели, методы контроля и способы оценки качества образования, а также сети образовательного партнерства между различными социальными институтами. Можно говорить, как об образовательных системах целых стран, так и отдельных образовательных организаций, а также о системах различных этапов и форм образования: дошкольного, общего, профессионального, дополнительного, непрерывного и т.п. В свою очередь, понятие «педагогическая технология» объединяет формы, методы, способы, приемы обучения, воспитательные средства и т.п. в единый методический комплекс организации образовательного процесса. Таким образом, направленность научно-педагогической деятельности кафедры включает, практически, всю проблематику сферы образования.
Миссия кафедры
Подготовка высококвалифицированных специалистов для сферы образования, способных к эффективной реализации новой образовательной парадигмы XXI века, к проведению исследований в русле доказательной педагогики, а также к проектированию оригинальных методических продуктов, обеспечивающих педагогическое управление индивидуальными траекториями непрерывного образования обучающихся.
Учебные задачи кафедры
- Подготовка специалистов, обладающих мировоззрением, культурой и компетенциями, обеспечивающими выполнение современных профессиональных функций в сфере образования: педагогический дизайнер, педагог-тьютор, руководитель проектно-исследовательской деятельности, проектировщик образовательной среды, педагог дополнительного образования и т.п.
- Повышение квалификации учителей-предметников, направленное на владение ими современными педагогическими технологиями, обеспечивающими повышение уровня предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
- Подготовка педагогических и управленческих команд для инновационных школ, в том числе создаваемой под эгидой МГИМО общеобразовательной школы «Новый взгляд».
- Повышение квалификации руководителей образовательных организаций для освоения ими экспертно-проектных управленческих технологий в русле концепции развивающего управления.
- Подготовка научных кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.
- Формирование педагогических компетенций у студентов различных факультетов МГИМО.
Образовательные программы кафедры
- Практико-ориентированная магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» по профилю подготовки «Современная педагогика и образовательный дизайн», включающая такие учебные дисциплины как «Возрастная психология и особенности развития», «История педагогической мысли», «Современный урок: подходы, методы, технологии», «Проектирование образовательных программ», а также педагогические мастерские: «Инклюзия и психолого-педагогические техники», «Лидерство и социальные проекты», «Лучшие практики общего образования в России и за рубежом», «Оценка в классе» «Формирование и оценка ключевых компетенций» «Практика педагогической коммуникации».
- Программа профессиональной переподготовки «Современное образование и прикладная педагогика» («Родитель — учитель»), включающая модули: «Педагогический проект», «Нейропедагогика и возрастная психология», «Практическая дидактика», «Педагогические технологии», «Тьюторское сопровождение», «Педагог дополнительного образования»
- Комплекс программ повышения квалификации педагогов, руководителей образовательных организаций и родителей.
- Летняя педагогическая школа для учителей российских школ и русских школ за рубежом.
Научно-методические задачи кафедры
- Проектирование инновационных образовательных систем, включающих педагогические ресурсы как общего и дополнительного образования, так и личностно-развивающие ресурсы социума, в том числе для создаваемой под эгидой МГИМО инновационной школы «Новый взгляд».
- Проектирование личностно-развивающих инновационных сред в образовательных организациях, в том числе в создаваемой под эгидой МГИМО инновационной школе «Новый взгляд».
- Разработка и апробация инновационных педагогических технологий, направленных на повышение уровня метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся.
- Развитие научной школы профессора В.А.Ясвина «Экологическая психология образования».
- Консалтинг образовательных организаций, внедряющих педагогические и управленческие инновационные подходы и технологии.
- Проведение сравнительных психолого-педагогических исследований, в том числе кросскультурных, направленных на установление эффективности различных образовательных систем и педагогических технологий в контексте современных мировых тенденций развития сферы образования.
- Экспертное и научно-методическое сопровождение деятельности русских школ за рубежом.
Методологические приоритеты кафедры
- Концепции личностного развития обучающихся: личностный потенциал, социальные компетенции, отношения личности, 4К (креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление), гибкие/мягкие навыки (soft skills) и т.п.
- Современные педагогические технологии: развивающее образование, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы, проектные методы, игровые методы, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная и дополненная реальность и т.п.
- Педагогическое проектирование и организация личностно-развивающих сред в сфере образования.
- Концепция развивающего управления образовательной организацией.
- Доказательная педагогика — использование статистических методов в педагогических исследованиях.
Образовательное и научно-методическое партнёрство кафедры
- Экспериментально-стажировочные площадки: Лицей МГИМО им. А.М.Горчакова, школы «Наши пенаты», «Олимп-Плюс», «Новый взгляд» и др.;
- Академическое бюро актуального жизнетворчества и управления развитием «АБАЖУР» — общественное научно-методическое объединение преподавателей, аспирантов, магистрантов и слушателей образовательных программ;
- Научно-методические и учебные структурные подразделения ведущих университетов и научно-исследовательских институтов РАО: Институт педагогики и психологии образования МГПУ, Институт образования ВШЭ, Институт педагогики СПбГУ, Кафедра управления образовательными системами им. Т.И.Шамовой МПГУ, Факультет менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук; Центр проектного и цифрового развития образования РАНХиГС; Кафедра методики воспитания и дополнительного образования АСОУ, Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики ПИ РАО и др.;
- Независимые образовательные площадки: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», онлайн-школа «Фоксфорд», образовательная компания «Атлас Коммуникации» (Москва), Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург), Международный образовательный центр «Академия» (Екатеринбург) и др.
- Профессиональные конкурсы: «Учитель года России», Всероссийский конкурс «Воспитать человека», Ежегодный Международный конкурс студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «University knowledge», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Методическое состязание: развитие образования Российской Федерации, внедрение в практику работы педагогов инновационных технологий, методик и инструментов», «Professional stars» Международный конкурс обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений и др.
- Профессиональные журналы: «Педагогические технологии», «Народное образование», «Непрерывное образование», «Социально-политические исследования», «Наука. Управление. Образование. РФ» и др.